О СПОРТЕ  Футбол 26.11.2007 13:49 Картина Пабло Пикассо - Игрок в футбол. Роль футбола в исскустве Футбол и живопись
Первые изображения атлетов и физкультурников восходили к традиции Древней Греции и Римской империи, это были мощные фигуры в духе неоклассицизма. Однако это никак не относилось к футболистам, здесь важнее было передать движение тела, что в эпоху первоначальной популяризации игры особенно привлекло итальянских модернистов. В произведениях, посвященных футбольной тематике, наметился явный отход от реалистических традиций: свидетельством тому можно считать творения таких мастеров, как Жорж Брак, Роберт Делоне, Фернан Леже и Пабло Пикассо. Одной из самых известных работ этого периода является картина Пабло Пикассо «Игрок в футбол». Футбольное зрелище пытались передать и живописцы, работающее в более традиционной манере. Так, на создание картины «Корнер» французского художника Жана Жакоби вдохновил Парижский олимпийский турнир 1924 года. На полотне воспроизведен эпизод, происходящий у самых ворот: в центре композиции вратарь, старающейся в прыжке отбить мяч и помешать нанести удар головой двум противникам. Художественное восприятие футбола всегда согласовывалось с превратностями развития самой игры. Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось пиком интереса к футболу со стороны людей искусства, который затем постепенно слабел и достиг глубочайшего спада в 1970-е и 1980-е год, когда стадионы захлестнула волна насилия. В последующее десятилетие футбол заполнил экраны телевизоров, в него потекли огромные деньги, вследствие чего во многих странах стала бурно рассветать целая футбольная индустрия. Этот предмет вновь привлек художников самого разного толка от сатириков-концептуалистов вроде Марка Валлингера, выставившего огромный шарф «Манчестер Юнайтед», завитый в форме спирали ДНК, до плеяды скульпторов, насаждавших улицы городов по всему миру памятниками великим игрокам (Эйсебио в Лиссабоне, Стэнли Мэтьюзу в Хэнли, Льву Яшину в Москве и прочие).
Футбол и литература
Художественная литература не обделила своим внимание спорт как явление в целом, и футбол как его составляющую, в частности, хотя следует отметить, что значительные литературные удачи о футболе, существующее на самых различных языках можно буквально перечесть по пальцам. Причина здесь, видимо, в том, что футбол, в общем-то, не считается принадлежностью высокой культуры. Из значимых произведений можно выделить:
«Футбольные сказки» - автор Алдир Шлее (Бразилия)
«Футбольная горячка» - автор Ник Хорнби (Англия)
«Чертополох и чаша Грааля» - автор Робин Дженкинс (Шотландия)
«Хем и футбол» - автор Налинакши Бхаттчарья (Индия)
«Фабрика футбола» - автор Джон Кинг (Англия)
«Мы идем» - автор Дуги Бримсон (Англия)
Особняком можно выделить множество автобиографических изданий и мемуаров, написанных различными футболистами, тренерами, футбольными функционерами и судьями. Но вряд ли такого рода литературные творения можно отнести к значимым произведениям эпистолярного жанра, ибо в большинстве своем точки зрения на событии описанные в книгах носят субъективный характер.
В целях улучшения ситуации и привлечения серьезных литераторов к тематике футбола в 1957 году, ФИФА учредило премию за лучшее литературное произведение о футболе. Однако после двух лет от этой идеи пришлось отказаться, с мотивировкой … «в силу огромных сложностей ее осуществления в международном масштабе»
Футбол и театр
Следует отметить, что футбол не пользовался особой популярностью у драматургов. Первой серьезной пьесой на английском языке посвященной футболу, стала «Игра», Гарольда Брикхауза (1913 год), в которой футболисты предстают честными профессионалами, не поддающимися искушению сдать матч за деньги. В Бразилии, где роль футбола не менее значима, чем в Британии серьезных драматургических произведений на футбольную тему тоже было крайне мало. Заслуживает упоминания «Покойница» Нельсона Родригеса (1953 год): ее горой, только что потерявший жену, узнает, что она была ему не верна, и решает все деньги, которые умершая отложила себе на похороны, потратить на футбол. Значимым явлением стала написанная в 1967 году пьеса Питера Терсона «Зиггер Заггер» - своего рода драматургическое исследование проблемы футбольного хулиганства, тогда только набиравшего мощь и размах. За последние годы, появилась лишь комедия Артура Смита и Криса Инглэнда «Вечер с Гари Линекером», в которой слышны отзвуки обидного поражения сборной Англии в полуфинале чемпионата мира 1990 года в Италии.
Футбол в кинематографе
Футбольная тематика в кинематографе не сыскала особого успеха — по причине необычайной трудности передачи средствами кинематографа напряжения футбольного действа и страстей, кипящих вокруг него. Однако следует отметить, что есть ряд картин, вошедших в классику футбольного и околофутбольного жанра. К ним можно отнести:
«Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» — режиссера Вима Вендерса 1972 год. Фильм показывает постепенное падение человеческой личности.
«Финал Кубка» — режиссера Ёрана Риклиса 1982 год. Основную сюжетную линию этого фильма образуют взаимоотношения двух главных героев — пленника еврея и стерегущего его боевика из Организации освобождения Палестины. Действие картины проходит во время проведения Чемпионата мира 1982 года, и оба героя стараются следить за ходом чемпионата. Через бинокль им удается увидеть на экране телевизора несколько моментов: мячи, которые забивает в ворота Бразилии Паоло Росси в решающем матче группового этапа, и последний гол итальянцев в финальном матче против Германии. При этом у израильтянина есть билет на игру, и в самые мучительные минуты он сжимает этот билетик в руке.
«Удостоверение» — режиссера Филиппа Дэвиса 1995 года. Действие картины происходит в Англии, где четверым полицейским дается задание внедриться в банду футбольных хулиганов «Собаки», чтобы установить личности главарей и тех, кто причастен к околофутбольным беспорядкам. Полицейские начинают с того, что знакомятся с членами банды в одном из пабов и решают поехать с ними на выезд за клуб второго дивизиона «Шедвел». Главный герой фильма (Джон Трэвел) решается на одном из выездов поучаствовать в беспорядках. Он быстро увлекается этим, и у него начинаются проблемы — как на работе, так и дома.
«Кубок» — режиссера Каньесте Норбу 1999 года. Фильм основан на реальной истории Тибетских ребят, которых родители за немалые деньги и с большим риском для себя отправили в монастырь Чок-Линг у подножья Гималаев, дабы они прошли там курс «дхармы» — традиционного религиозного обучения. Но религия не единственное что занимает умы молодых людей. Им запрещено ходить в соседнюю деревеньку и смотреть там матчи финального турнира Чемпионата мира по футболу 1998 года, но запретный плод сладок.
«Играй как Бэкхем» — режиссера Гуриндера Чадхи 2002 года. В картине представлена попытка, взглянуть с оптимистической точки зрения на культурные различия, существующие в современном британском обществе. Юная девушка дочь индийских эмигрантов, вынуждена пережить конфликт со своими родителями, прежде чем ей удается отправиться в США, где она получает футбольную стипендию в колледже и начинает карьеру профессионального игрока.
«Фабрика футбола» — режиссера Ника Лова 2004 год. Сюжетная линия фильма, довольно четко разделена режиссером на две основные составляющие, это описание околофутбольного насилия, чередующееся с описанием географии и уклада жизни городов современной Англии. Изложение событий ведется с грубым реализмом и искренней включенностью в культуру, которая, по сути, официально отвергнута, но которую невозможно игнорировать.
«Гол» — режиссера Дэнни Кэнона 2005 года. Картина повествует о судьбе мексиканского эмигранта, проживающего в США. Всё свободное время главный герой посвящает игре в футбол, и однажды, волей случая, он попадает в поле зрения известного футбольного агента, который прилагает максимум усилий для устройства его просмотра в профессиональной команде «Ньюкасл Юнайтед» английской Премьер-Лиги. Пройдя через предательство, любовь и притяжение больших денег, главный герой добивается цели и в финале картины забивает важнейший гол в ворота «Манчестер-Юнайтед».
И некоторые другие картины.
Из советских и российских фильмов можно выделить картины:
«Вратарь» — режиссера Сергея Тимошенко 1936 год. Картина снята по повести Льва Кассиля, и повествует о вратаре-самоучке Антоне Кандидове, неожиданно ставшим футбольной звездой. Далее был конфликт на почве легкого зазнайства, переход в команду противников, возвращение «блудного сына».
«Мой лучший друг, генерал Василий, сын Иосифа» — режиссера Виктора Садорвского 1991 года. Истopический фильм о судьбе знаменитого спортсмена Всеволода Боброва, волею судьбы оказавшегося фаворитом сына вождя — авиационного военачальника Василия Сталина. В основе фильма — факты из биографии легендарного капитана сборных СССР по футболу и хоккею. Это фильм-рассказ не только о спортивной жизни в СССР того периода времени, но и о околоспортивной ситуации в стране и известном генерале, сыне первого человека в государстве Василии Сталине.
© http://wikipedia.org ИА Спортком Постоянный адрес страницы: http://sportcom.ru/portal/football/info/13.html |
Главные темы
Материалов пока не добавлено
14.07.2021 10:35
21.06.2021 15:43
18.05.2021 12:00
27.04.2021 10:53
19.04.2021 12:53
16.03.2021 15:28
14.03.2021 10:44
В мире 
В мире 
В России 
В мире 
Материалов пока не добавлено |
Опросы
Материалов пока не добавлено |